Виды деструкторов соломы
03.07.2017
Виды препаратов
Деструкторы соломы, предлагаемые на рынке России и Украины, мы можем условно подразделить на живые и неживые.
К неживым относятся ферментные препараты, полученные микробиологическим путем. На российском и украинском рынке присутствуют ферментные препараты американского происхождения класса ОКСИДАЗ: AG-zyme и HC-zyme, их выпускает единственный в мире завод, находящийся в Лас-Вегасе, штат Невада. Америка изобрела ферментные препараты, Украина, тем временем, наладила выпуск собственных.
Речь идет о применении для нужд сельского хозяйства ферментных препаратов производства США – Perma-zyme, AG-zyme, HC-zyme и их аналогов, синтезированных в Украине, соответственно – Дорзин, Агрозин и Оксизин.
Ферменты (энзимы) – специфические белки-вещества, ускоряющие течение различных химических реакций. Химические реакции с участием ферментов называются ферментативным катализом,который обладает исключительно высокой эффективностью: скорость реакции увеличивается в 1010 степени –1013 степени раз.
Эти препараты действительно могут быстро разложить растительные остатки и частично компенсировать разорванные трофические связи, связанные с потерей в почве тех или иных видов почвенных микроорганизмов. Их можно рассмотреть как способ скорой технической помощи земледельцу и как временную компенсацию определенных, выпавших из ценотической цепочки микроорганизмов. По аналогии человек, страдающий несварением, принимает ферментный препарат «Мезим Форте». Но тем самымрешается сиюминутная задача, а не восстанавливается пищеварение. Чтобырешить проблему, нужно изменить образ жизни – больше двигаться, ограничить себя в еде и, возможно, сменить диету и образ жизни. Другими словами, с точки зрения восстановления плодородия почвы, применение ферментных препаратов – решение краткосрочной, а не долгосрочной перспективы.
К живым препаратам мы относим препараты микробной природы, которые бывают моноштаммовые (однокомпонентные) и полиштаммовые (многокомпонентные).
Чтобы определить, что нам нужно разложить, мы должны вспомнить, из какого органического вещества состоят растительные остатки. В них целлюлозы – 45–55%, лигнина – 35–45%, в небольших количествах есть гемицеллюлоза, пектин, белки и другие органические вещества.
Основная часть микробных препаратов, представленных на рынке России и Украины, состоит из целлюлозолитиков, какие способны разложить до половины биомассы пожнивных остатков. Целлюлоза разлагается путем молочнокислого сбраживания, путем действия ферментов грибков, путем действия ферментов микробов рода целлюлозоамонас, путем действия ферментов грибов рода триходерма – это основные группы микроорганизмов, используемые в сельском хозяйстве. В природе их несравненно больше. Из них выбраны группы, которые можно культивировать в искусственных условиях.
Качество препаратов определяется следующими параметрами: биологическая активность штаммов, титр препарата – количество микроорганизмов в единице объема, сроки хранения, технологичность внесения. Например, по скорости разложения и при недостатке влаги будет быстрее работать гриб триходерма (препарат Глиокладин). Недостаток этого препарата – невысокий титр и связанная с ним необходимость использовать достаточно большое количество препарата на гектар (от пяти литров и более). Препарат Глиокладин (российское производство) необходимо использовать в кратчайшие сроки после приобретения (10-12 дней), иначе в нем образуются сгустки клеток гриба, которые могут забивать опрыскиватель. Препараты на молочнокислых бактериях Акрам (Стерневит) работают медленнее, но более технологичны. Срок их хранения – несколько недель.
Более подробно расскажем о сложных препаратах
Первый широко известный такой препарат был создан в 80-х годах в Японии профессором ТеруоХига. Изначально препарат создавался для разуплотнения почвы в садах и понижения токсичности почв. Он известен как Кюссей, который распространяется фирмой Емро (именно ей принадлежит товарный знак ЕМ – эффективные микроорганизмы). К сожалению, другие производители микробных препаратов незаконно пользуются этим названием, искажая саму суть ЕМ.
В составе Кюссея изначально были три группы микроорганизмов, которые размножались даже при совместном культивировании – дрожжи, молочнокислые бактерии (лактобациллы) и фотосинтезирующие бактерии. Затем в разные композиты добавили еще до трех видов микроорганизмов – и все! Потому все заявление некоторых производителей о том, что в их препарате содержатся 80 видов микроорганизмов– не более чем миф,который подменяет понятия вид и штамм. В классическом японском препарате таки осталось три вида микроорганизмов и широкий спектр штаммов.
Японский препарат оказался многофункциональным, его стали использовать как пробиотик, добавляя в питье животных, для уничтожения запаха в животноводческих помещениях, для компостирования и, наконец, для разложения пожнивных остатков путем их опрыскивания с последующей заделкой. По мотивам японского Кюссеябыли созданы многие отечественные препараты с той же самой триадой: молочнокислые, дрожжи, фотосинтезирующие бактерии, но они намного беднее в штаммовом разнообразии – обычно по одному штамму каждого вида. Многие препараты, появившиеся несколько лет назад под разными названиями (например, первый микробный препарат Байкал), были тем самым размноженным японским Кюссеем и первое время неплохо «работали».Потом японскую закваску перестали использовать, и от препаратов осталась лишь зарегистрированная торговая марка и шлейф воспоминаний, который-то и поддерживает интерес к «детям» Кюссея.
В результате такой чехарды отношение российских и украинских научных организаций, занимающихся сельхозмикробиологией, к сложным микробным композициям, используемым для разложения пожнивных остатков, очень противоречивое. Во-первых, за последние 20 лет так и не удалось создать ни одного более чем двухштаммового препарата сельскохозяйственного назначения. А изучение специалистами коммерческих препаратов, взятых из розничной торговли, показывало, чтово многих «эликсирах плодородия» вместо заявленного микробного разнообразия были лишь дрожжи и молочнокислые бактерии. Но это уже на совести мошенников-производителей…
Когда в 2010 году мы провели собственную экспертизу купленного в России препарата на основе микробной закваски Кюссей, он содержал лишь дванеобходимых микроба, а вот анализ закваски, полученной из Японии, полностью соответствовал наличию шести заявленных микроорганизмов.
Препараты для разложения пожнивных остатков есть, и они имеют право на жизнь. И если вы решили использовать их в своем хозяйстве, рассматривать такие препараты надо не как биологическую альтернативу спички для уничтожения соломы, а видеть в этом ключ к восстановлению плодородия почвы. |
Несколько лет назад ученые-микробиологи одного медицинского учреждения создали сложный препарат сельскохозяйственного назначения, где объединили до 20 видов микроорганизмов по принципу митотических связей и пригодных для совместного культивирования. Помимо вышеописанной «троицы» микроорганизмовпрепарат был усилен микробами рода целлюлозоамонас, а также антагонистами патогенной микрофлоры грибной природы, микробами-азотфиксаторами, фосфатмобилизующими микроорганизмами – весь этот «букет» имеет исключительно целлюлозолитическую направленность.
Если при разложении растительных остатков мы ставим задачу не просто их удалить, а заодно разуплотнить почву, уменьшить токсическое влияние патогенных грибов и бактерий, сделать доступными для растений соединения фосфора и калия, накопить биологический азот, то особое внимание надо обратить именно на сложные препараты, где есть все необходимые для этого микроорганизмы.
Как устранить новые болезни культурных растений?
Следующий важный момент, о котором нужно сказать – новые болезни культурных растений, проявившиеся в последние три-четыре года. Это смешанные бактериально-грибные инфекции, которые выявлены примерно еще в 2002-2004 годах. Они имеют два основных вектора поражения:
– абсолютная неустойчивость зерновых к засухе,
– абсолютная неустойчивость зерновых к низким температурам зимой и к весенним возвратным заморозкам.
Именно они привели к потерям 2010 года в Северо-Восточной Украине, когда средняя урожайность озимой пшеницы в Харьковской области была немногим более 14 ц/га, а в некоторых районах - около 8 центнеров.Мейчас из-за них падает урожайность в центре и на севере Ростовской области, в Рязанской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Волгоградской и других областях Центрального Черноземья.
На Юге России перезимовка растений оказалась неудовлетворительной. Негативное действие природных факторов было усилено действием патогенной бактерии Pseudomonassyringae, которая относится к так называемым льдообразующим бактериям. Она продуцирует особый белок АКВ+, который накапливается в растениях и повышает температуру замерзания воды в растении с -9С до -2 - -4С.От этого растения становятсяочень чувствительными к возвратным заморозкам;лед повреждает растительные клетки, и листья погибают.
При поражении этой бактерией растения страдают даже от небольшого мороза. Другой белок, вырабатываемый этим микроорганизмом, тормозит обменные процессы в растении и вызывает их усиленное старение (весной, например, он замедляет процессы кущения и формирование вторичной корневой системы). Поэтому в летний период растения сильно страдают от недостатка влаги, что также негативно сказывается на урожайности.
Эпифитные бактерии, к которым относится патогенная бактерия Pseudomonassyringae, живут только на растениях. Попадая с растительными остатками на поверхность почвы, они участвуют в первых этапах разложения растительных остатков, на которых они сохраняются в стадии покоя до попадания на новые растения. Поэтому когда почватеряет способность быстро разлагать растительные остатки,это ведет к накоплению инфекции.В отличие от грибных болезней, которые наносятущерб урожаюлишь при совпадении ряда определенных условий (температура, влага и т.д.), бактериальные болезни накапливаются из года в год, и когда онинаконец проявляются, приходится прибегать уже к кардинальным мерам.
Отсутствие специальных химических препаратов против сложных бактериально-грибных болезней выдвигает новые требования к препаратам для разложения пожнивных остатков. Первое: микробные компоненты препаратов должны быть антагонистичны как к грибным компонентам сложной инфекции, так и к бактериальным. В лучшем случае, они должны быть нейтральны. Использование в России в условиях эпифитотии бактериозов препарата «Биофит» спровоцировало вспышку бактериальной инфекции, что стало причиной на полях хозяйства в Ростовской катастрофического падения урожайности с 44 ц/га в 2008 году до 11 ц/га в 2009-м.Основная причина была в том, что микробные компоненты препарата фунгицидного действия изменили динамическое равновесие в почве в пользу патогенных бактерий. Из-за потери ряда функций этот препарат уходит с российского рынка.
Из существующих сегодня на рынке микробных препаратов, несмотря на заверения поставщиков, нет ни одного, способного бороться с корневыми гнилями и другими болезнями бактериального происхождения. Мы уже отмечали, что приходить на рынок и уходить с него будут разные препараты. Чтобы удержаться на рынке как можно дольше, разработчикам необходимо дорабатывать и совершенствоватьсуществующие препаратыподвновь возникающие проблемы.Так, к осени 2010 года в рамках международного содружества российских, украинских и белорусских ученых создало три препарата для работы с растительными остатками, которые помимоантигрибной имеют еще и антибактериальную (против возбудителей бактериозов) активность.
Особенность этих препаратов – высокая скорость разложения пожнивных остатков даже в условиях недостаточной влаги (правда, исключая условия полной засухи). В составе препаратов есть прямые антагонисты и микробы-заместители – конкуренты по питанию патогенных бактерий. Кроме того, введены агрономически полезные виды микроорганизмов, способствующие как разложению пожнивных остатков, так и повышению плодородия почв. Эти препараты объединены под торговым знаком ТРИПТОЛЕМ-СТЕРНЯ, ихуже знают в России, а в этом сезонеони выйдут и на украинский рынок.
Препараты серии ТРИПТОЛЕМ испытывались с 2010 года в ООО «Темижбекское» Ставропольского края, а также в других хозяйствах Ставрополья, Кубани, Ростовской и Воронежской областей.
Расширяя задачи, которые ставит агроном, мы можем говорить о процессах восстановления плодородия почв и задачах биологизированного земледелия, сторонниками которого мы являемся. Компания «БИО-ИННОВАЦИИ XXI» предлагает систему перехода на биологизированное земледелие и необходимые биопрепараты для повышения качества продукции растениеводства и величины урожаев, а в конечном счете – снижения цены производства и увеличения рентабельности.
Повышение урожайности сельскохозяйственных культур достигается за счет подъема коэффициента усвоения минеральных удобрений, а также благодаря улучшению защиты растений при совместном применении химических средств защиты растений, биологических фунгицидов и иммуномодуляторов.
Биологизация земледелия необходима для повышения биологической активности почвы. Сюда входят внесение органических удобрений, а также обработка пожнивных остатков микробными препаратами для ускоренного их разложения с функцией подавления патогенов как грибной, так и бактериальной природы.
Как показала практика работ в России, уже в первый год применения биологизированных схем эффект, как говорится, налицо – в виде высокого урожая. Асовместное применение химических и биологических препаратов в течение трех-четырех лет значительно уменьшает общий инфекционный фон на полях и увеличивает активное плодородие почв. Все идет к тому, что хозяйства пересматривают систему защиты растений иначинают уменьшать количество применяемых химических препаратов – пестицидов и азотных удобрений.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк